С 1 июня 2020 года введена
обязательная маркировка отдельных видов молочной продукции.
До 1 декабря 2020 года разрешается
реализовать произведённую до ввода обязательной маркировки продукцию.
Список молочной продукции, подлежащей
маркировке:
1. Код ТН ВЭД 0401 (ОКПД2 10.51.11) -
Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих
веществ.
2. Код ТН ВЭД 0402 (ОКПД2 10.51.12) -
Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих
веществ.
3. Код ТН ВЭД 0403 (ОКПД2 10.51.21) -
Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные
или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или
без добавления сахара или других подслащивающих веществ, со
вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления
фруктов, орехов или какао.
4. Код ТН ВЭД 0404 (ОКПД2 10.51.22) -
Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления
сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов
молока, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих
веществ, в другом месте не поименованные или не включенные.
5. Код ТН ВЭД 0405 (ОКПД2 10.51.30) -
Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты.
6. Код ТН ВЭД 0406 (ОКПД2 10.51.40),
Сыры и творог.
7. Код ТН ВЭД 2105 00 (ОКПД2 10.51.51),
Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао.
8. Код ТН ВЭД 2202 99 910 0 (ОКПД2
10.51.52), Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций
0401 - 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки
сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие
безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной
позиции 2009: менее 0,2 мас. %
9. Код ТН ВЭД 2202 99 950 0 (ОКПД2
10.51.55), Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций
0401 - 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки
сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие
безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной
позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %
10. Код ТН ВЭД 2202 99 990 0 (ОКПД2
10.51.56), Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций
0401 - 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки
сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие
безалкогольные напитки, за исключением фруктовых и овощных соков товарной
позиции 2009: 2 мас. % или более.
11. ОКПД 2 10.52.10 — Мороженое.
В список попала почти вся молочная
продукция. Каждая группа ТН ВЭД 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406 содержит в
себе большое число подгрупп с подробным перечнем продукции.
Производители молочной продукции с 1
июня 2020 года утратят право выпускать новую продукцию без маркировки. За
оставшиеся несколько месяцев все предприятия нашей страны должны оснастить свои
производственные линии маркировочным оборудованием, аналогов которого практически
еще не было. Упаковка молочной продукции сложна большими объемами и скоростью
работы производственных линий, а также множеством различных форм и материалов. Поэтому
применение лазерной маркировки затруднительно, а влажность и перепады
температур, в которых проходит упаковка молока, йогуртов, сыров, сметаны или
масла мешает каплеструйной качественной маркировке. Сейчас предприятия этой отрасли
тестируют на разной продукции разные виды маркировки.
Из проекта постановления по правилам
маркировки молока:
"Участники оборота молочной
продукции» (участники оборота) - юридические лица и физические лица,
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод
молочной продукции в оборот, оборот и (или) вывод из оборота молочной
продукции, за исключением юридических лиц и физических лиц,
зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретающие
молочную продукцию для использования в целях, не связанных с их последующей
реализаций (продажей)"
Это означает, что в системе «Честный
Знак» должны отражать движение маркированной молочной продукции все кто продает
или перепродает молочную продукцию в розницу или оптом, упакованную в
потребительскую тару промышленным способом.
Вся оптовая и розничная торговля обязана
работать с маркированной молочной продукцией – отражать все поступления,
продажи, списания и возвраты маркированного молока в информационной системе.
Работа с маркированным молоком для
розницы понятна и проработана на примере других отраслей которые уже работают с
маркировкой. Приемка маркированной молочной продукции будет осуществляться по
ЭДО, возврат – аналогично. Списание, оприходывание по итогам инвентаризации
необходимо отражать в личном кабинете «Честный Знак». Реализация маркированной
молочной продукции будет осуществляться через кассу со сканированием и отражением
кода маркировки в кассовом чеке.
Есть свои особенности в реализации
маркированной молочной продукции. Например, продажа сыра в нарезке или частями.
Если магазин закупил у поставщика головку сыра, которую для реализации разрежет
на части, то в этом случае вывод такой продукции из оборота в
информационной системе мониторинга осуществляется после первого факта
разделения продукции на части, по аналогии с ЕГАИС при вскрытии тары. При
продаже головки сыра по частям необходимо будет списать всю головку сыра при
передачи ее на нарезку. Остальная продукция будет списываться при
ее продаже через кассу. Для таких товаров магазинам придется реализовывать
отдельный процесс списания и учета, например при помощи терминалов сбора
данных.
Маркировки остатков не будет и все
нереализованные молочные продукты без кодов маркировки после 01.12.2020
придется утилизировать.
Рознице уже сейчас нужно внимательно следить
за закупкой молочной продукции, чтобы к 1 декабря 2020 года успеть ее всю
распродать и закупить новую уже промаркированную. Возможно, по итогам
эксперимента, который заканчивается 29.02.2020, появятся новые правила
маркировки молока, которые учтут вопрос с ультрапастеризованными молочными
продуктами, которые могут хранится годами, а также с твердыми сортами сыров,
консервированным сгущенным молоком или сливками.
Основной особенностью маркировки молочной
продукции является внесение срока годности продукции в состав кода ее
идентификации. Для продуктов со сроком хранения более 72 часов он будет
состоять из 6 цифр в формате «ГГММДД», содержащих дату окончания срока
годности. Для продукции со сроком хранения менее 72 часов он будет состоять из
10 цифр в формате ГГММДДЧЧММ, содержащих дату и время окончания срока годности.
По коду маркировки, который обязан быть в кассовом чеке, можно легко установить
срок годности и сверить его с датой и временем чека. Это можно сделать быстро и
в автоматическом режиме при анализе чеков в ОФД или в ЦРПТ, но будет ли это
происходить в реальности пока не ясно, потому что эти организации не
уполномочены на контроль соблюдения этих правил торговли.
Добавление срока годности продукции в
код маркировки, для добросовестных ритейлеров, поможет автоматически дисконтировать товары
при приближении их к окончанию срока реализации. Сейчас они вынуждены осуществлять
контроль в ручном режиме.
Полный список реквизитов кроме срока
годности, которые производители будут обязаны фиксировать при регистрации
молочной продукции в Национальном Каталоге:
- код товара (при наличии);
- наименование товара на этикетке;
- 4 первых знака кода товарной
номенклатуры;
- товарный знак (торговая марка) (при
наличии);
- страна производства;
- тип продукта (наименование молочной
продукции);
- происхождение сырья (вид сельскохозяйственных
животных);
- массовая доля жира (в процентах);
- массовая доля белка (в процентах);
- масса нетто или объем молочной
продукции;
- признак продукции детского питания на
молочной основе;
- признак лечебного или иного
специального питания на молочной основе;
-состав молочной продукции с указанием
входящих в него компонентов (качественный);
- глобальный идентификатор наименования
продукции производителя во ФГИС «ВетИС» (четвертый уровень иерархического
справочника).
Интеграция системы маркировки с системой
«Меркурий» может помочь ритейлерам упростить контроль за эВСД, однозначно
связывая коды маркировки с идентификатором товара в «ВетИС».
Общепит. Переработка не
является реализацией молочной продукции. Если маркированная молочная продукция
закупается только для ее дальнейшей переработки, то покупатель такой продукции
не является участником ее оборота, и соответственно не обязан регистрироваться
в системе и регистрировать закупки такого молока.
Если ресторан или кафе продает,
например, мороженное, без его переработки в готовое блюдо, то закупку и продажу
такого мороженного необходимо отражать в «Честном Знаке».
Если, например, молочный коктейль,
йогурт или молоко в заводской упаковке, входит в состав детского набора в меню
ресторана быстрого питания, то закупку и продажу также необходимо отражать
отдельно. Продать такой набор без указания кода маркировки входящего в него
молока не получится.
Если в сетевом магазине или ресторане собственное
производство молочной продукции, то необходимо учитывать форму выпуска такой
продукции, потому что маркировке подлежит продукция, упакованная в
потребительскую тару промышленным способом. В основном небольшие кулинарии или
производства так не делают. Крупная фабрика-кухня, которая обязана упаковывать
свою продукцию и это отдельное юридическое лицо, зарегистрированное в системе
«Меркурий», попадает под требования маркировки. Но если вы сможете
доказать, что при производстве используете только транспортную упаковку, а не
потребительскую, то в этом случае обязанности маркировки можно избежать.